Если ребенок бунтарь

На сайте https://зрелки.net/couple, я нашел для себя модель, на которую дрочу теперь каждый день, теперь и ты найди.

   Дано: ребенок-бунтарь, учитель-инквизитор, обеспокоенные родители. Найти: точку равновесия.
   Для начала определимся, кто такие современные дети-бунтари, и что их отличает от прежних, то есть, от нас тех, какими мы были в детстве. Например, учась в школе, мой муж затеял целую революцию. Ее причиной явилось то, что учитель оскорбил его одноклассницу. Под предводительством мужа весь класс не пошел на уроки. В те времена такое поведение считалось немыслимым вольнодумством. Поэтому, дождавшись окончания восьмилетки, школьная инквизиция с облегчением постановила выдворить бунтовщика в техникум.    Сейчас подобные отстаивания справедливости — не редкость. Современные дети очень восприимчивы к отношению взрослых, к давлению, которое те пытаются на них оказывать. Поэтому часто школьники начинают «пробовать» взрослого на крепость — можно его спровоцировать или нет? Так они учатся определять, что можно в жизни, а что нельзя, что опасно, а что нет. В этом случает они действительно способны на многое: от открытого заявления протеста в случаях, если взрослый был к ним несправедлив, до откровенного хамства.
  А как отличить справедливое изъявление протеста от хамства? У каждого человека есть границы — это его тело, его вещи, его самооценка. Когда взрослый вторгается в границы ребенка, тот имеет право их защищать. Если учитель оценивает не знания, аккуратность или поступки ребенка, а его личность, то совершенно нормально, если ребенок свою личность защищает. В противном случае, когда сам ребенок покушается на границы учителя, это уже является хамством, и это не должно пройти незамеченным. С хамством можно справиться только спокойной, уверенной реакцией. Только так авторитетный учитель дает ответ: «Я не позволяю так со мной обращаться. Мне неприятно, когда со мной говорят таким тоном. Выйди из класса и войди, как положено ученику». К сожалению, часто учителя ничего, кроме фразы: «Я позвоню родителям», противопоставить не могут. Подливают масла в огонь и сами родители, которые могут неуважительно отзываться об учителях дома, обсуждать их личную жизнь и личностные качества.
   Сейчас психологи говорят о том, что прежние методы воспитания уже не работают в отношении современных детей. Тем не менее, многие учителя все еще пользуются ими и нередко начинают преследовать ребенка за его правду. У него вдруг возникают проблемы в учебе. Что делать в этих случаях родителям: учить своего бунтаря «держать язык за зубами» или поддержать его? На этот вопрос Светлана Ройз отреагировала такими словами: «Как-то раз ко мне на прием пришли родители с девочкой-первоклассницей. Их вызвали в школу из-за того, что девочка сказала учительнице: «А почему вы на нас кричите?» В школе начался скандал, и ребенка со словами «Ужас! Ужас! Ужас!» отправили к психотерапевту. Выслушав родителей, я встала и пожала девочке руку».
   Родители всегда должны выслушать обе позиции — и учителя, и ребенка. Если ребенок знает предмет, если он своим протестом не прикрывал невыполненное домашнее задание, прогул, разгильдяйство, если вы знаете, что учитель действительно был несправедлив к ребенку, то вы вправе требовать независимой оценки знаний ребенка. В некоторых случаях можно добиться присутствия на уроках. Кроме того, есть классные руководители, директор, которых нужно поставить в известность.
   Но и ребенка нужно учить приемлемым способам проявления несогласия: уважительному и спокойному обращению, умению аргументировано рассказать о том, что его беспокоит и что он хотел бы изменить, то есть, опять же, адекватно отстаивать свои границы.

А что станет с ребенком-бунтарем, если в школе учителя будут клеймить его и преследовать, а родители дома наказывать?

   Есть три варианта:
   Либо вырастет очень сильная личность, ведь все ситуации нас учат и способствуют нашему росту, даже те, которые кажутся на первый взгляд абсолютно негативными;
   либо эта сила уйдет внутрь и начнет разрушать ребенка изнутри — появятся проблемы со здоровьем;

   либо эта сила превратится в творческий потенциал — найдет себе другой яркий выход.

   Любой ребенок требует уважения, у каждого есть потребность говорить «нет». К первым детским «нет» необходимо прислушиваться и стараться их не подавлять. Каждый человек пришел в мир реализовывать свои задачи, свой потенциал. И не нужно спешить решать проблемы наших детей. Быть вместе — да, отвечать на вопросы — да. Учить договариваться, говорить о своих потребностях, о своих чувствах. И это урок не только для детей, но и для всех нас.

Автор детский и семейный психолог Светлана Ройз.

2817