Замкнутость в общем понятии- это нарушение, которое проявляется в сокращении эмоциональных контактов с окружающими людьми, в увеличении сложностей приобретения новых социальных контактов, в существенном сужении круга общения с людьми.
Причинами замкнутости принято считать: длительное отсутствие или недостаточность эмоционального общения (пребывание с каком-то месте, где мало контактов и общения с людьми: больница; родители не относятся с любовью к своему ребенку и не проявляют теплого отношения к нему); индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы; долго длящийся стресс. Если рассматривать причины замкнутости ребенка более подробно, то можно выделить:
· психологическая особенность( тонкая душевная организация и насыщенный внутренний мир);
· недостаток внимания и общения в семье;
· возникающие желания и эмоции сдерживаются потому, что некому о них поведать;
· чувство незащищенности;
· единственный ребенок в семье;
· недомогание и переутомления, а также сильный стресс;
· родители или другие близкие родственники постоянно недовольны действиями и словами ребенка;
· родители недостаточно проявляю любовь и ласку по отношению к ребенку.
Замкнутым можно назвать ребенка, который отгораживает, отдаляется от окружающих. Замкнутый- это «отдаленный» ребенок. Такие дети мало и неохотно разговаривают. Мочалив он неосознанно и у него нет цели вывести из себя родителей и других людей. Своим молчанием, замкнутый ребенок отгораживается от остальных и находиться в единственном безопасном для себя месте- в своем собственном внутреннем мире, в котором хранит свои тайны.
Может сложиться впечатление, что они не очень умные и не умеют выражать свои мысли. Это не так. Замкнутые дети отлично отвечают на уроках, часто это очень хорошие ученики. В этом особенность «отгороженного» ребенка: от отвечает тогда, когда считает, что это необходимо. Такой ребенок говорит достаточно тихим голосом, а иногда и шепотом. Эти дети научились часто молчать, держать язык за зубами. от них трудно добиться ответа на вопросы: " Что сейчас чувствуешь?" Свои переживания они хранят внутри себя.
Эти дети часто одиночки, не имеют друзей, не находят тех с кем было бы безопасно вести себя открыто и естественно. Родителям кажется, что их дети очень самодостаточные и им никто не нужен. Они волнуются за такую закрытость своих чад. В реальности
Замкнутый ребенок черпает энергию в своем внутреннем мире, в своей таинственности. Иногда замкнутых детей путают со стеснительными. Сходство в том, что и те и те мало общаются, мало говорят и могут более менее нормально взаимодействовать, быть открытыми с узким кругом людей. Но это путаница появляется на начальном этапе появления замкнутость. Позже, родители замечают, что их ребенок вовсе не стесняется, он отдаляется и ему комфортно быть на расстоянии со всеми.
Такой ребенок испытывает сложности в выражении таких чувств как радость, восторг, гнев. От всего что может происходит вокруг и быть небезопасным, он укрывается как в крепости или на защищенной планете, внутри себя, защищаясь молчанием. Безопасное место помогает ему избежать ситуаций, в которых он может быть обижен или отвержен окружающими. Когда то он усвоил такой вариант защиты, и теперь, даже не имея причин защищаться, не видя конкретной угрозы для себя, по привычке продолжает реагировать уходом в себя. При этом бесполезно кричат на него, давить, шантажировать, чтобы он заговорил.
Замкнутого ребенка люди воспринимают грустным, скучным, тревожным, хмурым, не довольным, может даже не воспитанным и держащимся отдельно от всех. Зачастую у таких детей есть свои собственные увлечения, которые не предполагают общение с кем-то.
Замкнутый ребенок приспосабливается быть один в своем мире, желания общаться и контактировать подавляется ради безопасности. Замкнутость и отгораживание могут вызвать раздражение и негативное отношение со стороны детей, родителей, но в то же время защищает ранимого ребенка от эмоционального перенапряжения и внешних воздействий.
Из-за всех таких внутренних ограничений и приспособлений значительно деформируется личность замкнутого ребенка.
Для того, чтобы помочь такому ребенку раскрыться и жить полноценной социальной жизнью, нужно поспособствовать его поиску других источников силы., а также расширять круг его пассивного общения, создавая безопасные условия для ребенка. Желая «разговорить» молчуна, общайтесь с ним на те темы, которые ему очень интересны.
Преодоление замкнутости достаточно долгий процесс. Не торопите себя и ребенка, двигаясь в этом направление. Чаще общайтесь с замкнутым ребенком, говорите ему о вашей любви, о том какой он интересный, талантливый, как он вам нужен и важен. Ваше родительское терпение, внимание к ребенку и любовь будут способствовать его раскрытию и внутренней гармонии.
Автор: Кещиян Татьяна