О том что начало учебы в школе является переломным моментом в жизни маленького человека знают все родители. Многие родители относят этот «перелом» к части социально-психологической жизни ребенка: новые впечатления, друзья, социальная роль. Лишь немногие папы и мамы понимают что изменения происходят в самом образе жизни ребенка. Теперь все в его жизни подчиняет школьным делам и заботам, что означает высокие эмоциональные и физические нагрузки.
Это трудные период еще и потому что школа ставит перед ребенком множество задач, напрямую не связанных с его предыдущим опытом, но требующих от малыша мобилизации всех его ресурсов. Тяжелым для первоклассника является все: сидеть целых 35 минут и отдыхать не по желанию, а по расписанию, следить за рассказом учителя, сдерживать эмоции и бурю впечатлений, которыми хочется поделиться. кстати, для шести-семи летних детей самыми утомительными являются как раз статические нагрузки, к коим относится сидение.
За все эти трудности и сложности молодой организм платит своим здоровьем, что взрослые не всегда понимают и осознают.
Первый учебный год становится своеобразным тестом для родителей. В этот период выявляются все недоработки воспитания, недостаточность внимания к ребенку, слабый контакт с ним. Часто родителям не хватает снисходительности, мягкости и доброты, и они, сами того не осознавая, становится виновниками школьных стрессов, потому как не понимают, что на адаптацию к школе требуется много времени (в среднем 5-6 недель).
Привыкание малыша к школе — это длительный и сложный процесс, связанный с мобилизацией всех систем организма. Поэтому вся жизнь малыша должна быть построена так, чтобы взрослые точно знали чего стоят успехи ребенка его организму. Главное при этом правильно сопоставить цену и достижения.
По социально-психологической адаптации детей разделяют на 3 группы.
Первая группа (56%) привыкают к школе за 2 месяца. Они лекго входят в коллектив, заводят друзей и выполняют требования учителя. У них обычно хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны и исполнительны. иногда у них бывают небольшие проблемы с коллективом или учителем, но как правило к концу второго месяца все проблемы разрешаются.
Вторая группа (30%) стабильная адаптация достигается в течении первого полугодия. У них наблюдаются сложности в отношениях с учителем, коллективом. Им сложно соответствовать требованиям учителя, а на замечания реагируют обидой или слезами. Зачастую для таких детей проблематично освоение школьной программы.
Третья группа (14%) это дети с большими сложностями в адаптации. Они не усваивают школьную программу, проявляют негативные эмоции. Именно на этих детей чаще всего и жалуются учителя. В причинах «плохого поведения» необходимо разобраться как можно скорее: это может быть и плохое воспитание, и слабость нервной системы. Есть смысл обратиться к врачу, так как плохое поведение и недостаточность адаптации может сделать ребенка «отверженным», что повлечет его ответную реакцию в виде драк, плохого поведения на уроках. Если не принять необходимых мер, то это может привести к нарушению психического здоровья и срыву адаптации.
Таким образом, признаками нормального протекания адаптации к школе являются: адекватное поведение в школе, хорошее отношение с коллективом и учителем, хорошее усвоение учебной программы.
Если ребенок тяжело встает, не нужно его тормошить и стаскивать одеяло — это может сформировать у него негативную реакцию на маму. Подарите ему будильник и скажите, что он поможет ребенку все успевать и никуда не опаздывать. Не ступайте по утрам в торги за «пять минуток». Просто поставьте время на будильнике на 5 минут раньше, а потом скажите: «Я понимаю, что вставать трудно. Можешь полежать еще 5 минут».
По утрам лучше не торопить малыша, иначе он станет собираться еще медленнее(это его защитная реакция на тяжелый распорядок). Лучше скажите сколько у него есть времени на то или иное действие: «Ступай умываться. У тебя на это 5 минут.»«Через 15 минут мы садимся кушать».
Если ребенок что-то забыл положить в портфель, не ругайте его. Не стоит портить настроение ни себе ни ему с самого утра. Просто протяните ему забытую вещь и не пускайтесь в обвинения. На прощание скажите «Жду тебя дома в два часа», а не «После школы сразу домой. Нигде не шляйся. „
Когда ребенок придет из школы, не задавайте пустых вопросов (Как дела? и Что делали?). Посмотрите какие эмоции на лице ребенка, в каком он настроении. Дайте ему немного отдохнуть, отнеситесь с пониманием и позже он сам все расскажет.
Когда малыш укладывается спать, родителям нужно поговорить с ним по душам, выслушать тревоги, развеять страхи, показать свое понимание. Тогда малыш спокойно заснет и утром будет бодрым и спокойным.
По материалам:sch1771.edusite.ru