Кризис одного года

Каждый кризис в жизни человека создает новый виток в его развитии. Таким витком кризиса одного года является образование(новообразование кризиса) автономной речи. Она появляется в возрасте года и служит переходом между пассивной(крики, жесты, гуление) и активной речью. Часто автономную речь называют детским жаргоном, и хотя она имеет свои особенности, это все равно форма общения малыша. Автономная речь помогает малышу сохранить эмоционально-непосредственную связь со взрослыми и ситуацией. Автономная речь не совпадает с речью взрослых ни по звучанию(фонетически), ни по смыслу, так как одни и те же сочетания звуков могут означать разное. Общение по средствам автономной речи возможно только с людьми, знающими «язык малыша» и только учитывая определенную ситуацию. Сам «язык» довольно необычен — это ряд восклицаний. Однако знающие люди разбирают чего хочет малыш и что его заинтересовало.

Возникновение автономной речи и ее преобразование в активную речь знаменует начало и конец кризиса одного года. В период кризиса одного года ребенок осваивает речевое действие — воздействие речи на организм малыша. Раньше его организм регулировался биоритмами, а теперь с освоением речевого самоприказа и указаний взрослых, старая система управления вступает в противоречие с новой. Ребенок оказывается без системы надежного ориентирования в окружающем пространстве. В итоге биологические ритмы деформируются, а речевое управление еще недостаточно развито, чтобы стать основным.

Кризис характеризуется следующими особенностями в поведении ребенка:

  • нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);
  • нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
  • эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Однако несмотря на все неприятные для родителей эффекты кризиса, его не относят к острым.

1287