Невнимательность у детей

Вообще порог внимания маленьких детей довольно низок. К первому классу: не отвлекаться 10-15 мин и уметь переключаться с видов деятельности. Так что прежде чем назвать своего ребенка «невнимательным» проверьте — может это норма и Вы слишком много от него требуете?
Если нет, то решить проблему невнимательности может далеко не каждый прием или литература, продаваемая на книжных прилавках. Чтобы борьба с невнимательностью оказалась успешной необходимо точно выявить и продиагностировать причину невнимательности, а затем подобрать соответствующий причине метод коррекции. Рассмотрим несколько основных причин невнимательности и способы их устранения.

Причина №1. Самой распространенной причиной невнимательности ребенка может стать усталость, а говоря научным языком астения — физическая и нервно-психическая слабость.

Решение. Чтобы ребенок слишком быстро не уставал почаще переключайте его внимание на разные виды деятельности. Если это школа, то учитель должен почаще менять виды деятельности учеников, например: почитали, пописали, сделали зарядку для рук или глаз, послушали, выходили к доске, поработали самостоятельно и т.д. То есть необходимо сократить для такого ребенка объем монотонной одинаковой деятельности, поэтому не заставляете малыша несколько раз переписывать задание — результат только ухудшится.
Что касается родителей, то им можно посоветовать внимательно относится к соблюдению режима дня ребенка.Необходимо развивать физическое и психическое здоровье малыша, уделять внимание физическим нагрузкам(в меру), так как чаще всего такой тип невнимательности вызван не психической слабостью, а недостаточностью физической активности. Неплохо бы записать такого ребенка на занятия в спортивную секцию по его предпочтениям, приучить его делать по утрам легкую зарядку. Следите за питанием ребенка. Пусть оно будет богатым витаминами и микроэлементами.

Причина №2. Ребенок рассеян, потому что не понимает задания, которое ему следует выполнить. Такое бывает когда материал сложен для малыша и требует дополнительных объяснений. Обычно это можно выявить, когда ребенок может сделать много однотипных заданий не устав и не потеряв внимание, но на одном немного «другом» задании отвлекается или теряет интерес.
Решение. Необходимо следить за усвояемостью материала ребятами, чтобы они понимали суть своих действий, а не просто механически выполняли их. 
Совет учителю: Существует определенный тип заданий, которые быстро провоцируют рассеянность. К ним относятся:

  • однотипные, рутинные занятия;
  • переписывание заданий, если в них есть ошибка;
  • решение огромного множества примеров;
  • списывание больших неинтересных текстов;
  • заучивание иностранных слов в немалом объеме и др.

Если все же такие занятия необходимо, то нужно их облекать в интересную необычную форму, ставить привлекательную цель.

Причина №3. Кроется в особенностях восприятия ребенка. Распространены следующие особенности:
ребенок лучше воспринимает зрительную, нежели слуховую информацию. Если увидел на уроке интересную картинку, то учителя действительно не слышит, так как получает информацию через основной канал.
ребенок лучше обрабатывает и воспринимает слуховую информацию.Прекрасно понимает учителя на «слух», словесно, но когда нужно что-то нарисовать, поработать со схемой или рисунком, теряется и просит помощи.
Ребенок лучше воспринимает информацию идущую от рецепторов тела. На уроке не слушает, раскачивается на стуле, вертится, раскручивает, щелкает ручкой и т.д.
Решение. Чтобы улучшить внимание необходимо развивать и задействовать те информационные каналы, которые не являются основными (кроме рецепторного, он на уроке может помешать=).
Вот несколько приемов по развитию восприятия:

Зрительный

  1. «Лабиринт». Сначала нарисованный на листе лабиринт проходится рукой с карандашом, а затем только взглядом.
  2. «Найди отличия». В двух практически идентичных предметах или рисунках найти отличия.
  3. «Найди одинаковые предметы» среди десятка или более разных предметов.
  4. Копирование образца с помощью клеточек.

Слуховой

Графические диктанты — на листе в клеточку ребенок под диктовку взрослого ведет линию в заданном направлении, отсчитывая заданное количество клеток. Если линия проведена правильно, на листе бумаги вырисовывается какой-то дом, деревце и т.д.
Полезно учить ребенка сосредоточиваться на звуке с закрытыми глазами, определяя по голосу — человека, по издаваемому звуку — книгу, ножницы и т.д., по звуку рисующего карандаша — сколько сторон у нарисованной геометрической фигуры и т.д.
 

По материалам: Б.С. Волков и Н.В. Волкова «Как подготовить ребенка к школе»

1981