Разумный баланс между «можно» и «нельзя»

Человек живет в обществе, поэтому ребенку необходимо с детства знать правила поведения в обществе, знать что запрещено, а что дозволенно. Все эти знания ребенок усваивает в процессе общения с родителями, близкими и родственниками. Однако, в юном человечке необходимо воспитать и определенную долю независимости, чтобы он сам руководил своей жизнью и шел своей дорогой. Все это означает что ограничения, которые накладываются родителями на малыша должны быть разумны. Необходимо уважительно относиться к воле и желаниям малыша. Заметьте не потакать, а проявлять уважение. Разрешать ему самому принимать решения и действовать там, где он уже способен это сделать, и решать и делать за него или вместе с ним.

Когда малыш ведет себя правильно — похвалить, когда не правильно — не заострять внимания и не ругать. Например, если ребенок забыл про туалет и на чистых колготочках расцвело мокрое пятно, не нужно говорить «Ты опять описался? Как же так, ты же уже большой...», а просто спокойно поменяйте штанишки и почаще напоминайте про горшочек. И каждый раз когда ребенок успеет сам сделать свои дела — хвалите; когда аккуратно кушает супчик — хвалите; когда сам положил на место игрушки — хвалите; когда самостоятельно, без напоминай, помыл руки — хвалите. Повод показать малышу, что он поступает правильно есть всегда, не упускайте его. Ваш ребенок должен знать, что быть чистым, опрятным, добрым и щедрым — это хорошо.  Если Вы ему этого не покажете, то как он узнает?

Проводя все воспитательные мероприятия, важно сохранять баланс между «можно» и «нельзя». И когда «нельзя» не просто погрозить пальчиком или отругать, а вместе с ребенком сделать все правильно. Так необходимо делать, чтобы не развивать в ребенке неуверенность в своих силах. Ведь если постоянно указывать ребенку на его ошибки, не хвалить и не показывать как будет «хорошо», то ребенок станет думать, что он все делает плохо и неправильно. Отсюда, из детства и появляются неуверенные люди, боящиеся ответственности и сомневающиеся в своих силах еще до начала действия. Нужно помнить что даже Ваш маленький неумейка имеет право на проявление своей инициативы и воли — так он учится и развивается. А Вы, как мудрый родитель, должны находится рядом, замечая и хваля успехи, показывая правильное действие при ошибке малыша.
Дети всегда готовы к сотрудничеству с нами, даже когда неизменно на все отвечают «нет», а если не готовы, то только потому, что не знают правил сотрудничества.

Эти правила очень хорошо объясняют домашние животные, стоит к ним приглядеться. Катеринка живет в обществе кошек и собак. Катеринка меньше всех и все животные глядат на нее добродушно и снисходительно. По-своему, по-звериному они очень понятно объясняют девчушке что «можно»,  что «нельзя», как правильно и как неправильно...

Катерину развлекает и веселит кошечка Лара; она играет с бантиками, бумажками и веревочками, но когда малышка хватает ее за роскошный пушистый хвост, легко выворачивается и детских ручек, и сделав хвост знаком вопроса, с чувством собственного достоинства удаляется на гардину. Вот и все — никаких игр и развлечений сегодня не будет. Кот Кеша общается с ребенком серьезно и по-взрослому: поначалу, когда детка не сильно докучает ему — не сильно куснет или царапнет, а если детка не сообразит что коту не по душе — цапнет сильнее, мол «заслужила». Собака Джули рычит и не пускает ребенка на кухню — место опасное и неподходящее для игр. В то же время она позволяет маленьким пальчикам вырывать клочки густой черной шерсти и дергать за красивые шелковые уши, но ни за что не пустит Катеринку в место для нее опасное. Берта, сестра Джули, взяла ребенка под постоянный присмотр. Она делится с малышкой своими палочками, косточками, мячиками и даже разрешает залазить в свою миску и облизывает слезы Катеринки, когда та ревет. Берта следит за разборками кошек и собак, защищая девочку, так на всякий случай.

Посмотрите на домашних питомцев — они покажут Вам когда нужно вмешаться, а когда дать волю ребенку.
Постоянные замечания и выкрики по отношению к ребенку не так бесследны как кажется. Необходимо видеть четкую грань между независимостью малыша и его сомнениями в своих возможностях. Если второго окажется больше он вырастет безвольным и слабым человеком, который так и не научится сам принимать верные решения. Отказаться от плохой компании, например. Все это произойдет через годы, но фундамент самостоятельности и независимости ребенка закладывается уже здесь и сейчас, в его отчаянном желании освободиться от Вашей опеки. Все зависит от линии поведения, которую Вы изберете.

По материалам: Некрасовы З. и Н.

1032